Знаменитые танцовщицы танца живота
Первой легендарной танцовщицей, ставшей известной всему миру, была Кутчук Ханым из племени гавази. Ее имя переводится с турецкого как «маленькая принцесса». В 1840-ые годы она избежала изгнания из Каира вместе с другими гавази: ее покровитель, могущественный Аббас Паша, спас ее от преследования. Танец живота в исполнении Маленькой Принцессы производил неизгладимое впечатление на видевших его мужчин. Своей известностью в Европе она была обязана Густаву Флоберу, описавшему встречи с танцовщицей. Легендарный танец «Пчела», исполнявшийся Кутчук Ханым, исполнялся под аккомпанемент музыкантов, которым завязывали глаза, чтобы они не могли видеть танцовщицу. Это был не просто танец, а настоящий сценический шедевр утраченного ныне искусства: Кутчук Ханым изображала женщину, под одежду которой забралась пчела и, громко крича как бы от боли, в танце сбрасывала с себя одно одеяние за другим, пока не оставалась обнаженной.
В качестве самой знаменитой женщины в Европе и танцовщицы прославилась в начале ХХ века Мата Хари. Голландка по рождению, она приехала на Яву вместе с мужем и там активно изучала местную культуру, что и позволило ей впоследствии выдавать себя за исполнительницу священных восточных танцев. В 1905 году на волне популярности восточного танца Мата Хари пользовалась бурным успехом у публики.Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 начинается её громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Это имя значит на индонезийском и малайском языках «солнце» (буквально «глаз дня»). Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой, по легенде, так было «угодно Шиве». Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и проч. В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (ср. карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.
Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на богатые подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари знала продолжительные периоды недостатка в средствах и делала много долгов. Страстью её была также карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.
В Америке конца XIX — начала ХХ века танец живота исполняла сирийка Фарида Мазар, выступавшая под именем «Малышка Египет». Рассказывали, что она ложилась на пол, ставила на живот два стакана, наполненных водой, и стаканы звенели в такт музыка, подчиняясь незаметным движениям мышц танцовщицы. Впечатление, произведенное ее танцевальным искусством на американцев, было столь сильным, что в течение десятков лет восточные танцовщицы выступали в Штатах под этим псевдонимом. С Малышки Египет начинается американская популярность танца живота.